БАРБЕРШОП: ИСТОРИЯ МУЖСКОЙ ЦИРЮЛЬНИ. — Барбершоп - бастион мужественности, мужского ритуала и общения. Внутри него парикмахер служит неким доверенным лицом или проповедником, мастером элегантности, в чьи руки клиенты доверяют свои волосы. Исторически, цирюльник имел небольшие познания в медицине (недаром красно-белый жезл, символизирующий сегодня парикмахерскую, изначально представлял собой палку, на которую наматывались кровавые бинты и полотенца), что сильно отличало его от других. Умения и ловкость в работе с волосами, которые во многих культурах и религиях считались источником силы, наделяли эту профессию некоей мистической аурой: парикмахерский инструмент воспринимался как опасное оружие некоего шамана. В более современные времена, первое бритье в мужской цирюльне становилось для каждого мужчины некоей отправной точкой, новым шагом к взрослой жизнью. Посещение мужской парикмахерской становилось в своем роде посвящением, вхождением в закрытый клуб, куда женщин не принимали. В конце 19 века произошло несколько важных событий, которые способствовали росту популярности парикмахерского искусства, в особенности в США, что ощущается и по сей день. В 1893 г. Артур Басс Молер основал в Чикаго Школу цирюльников. Это был первый в мире институт, где профессионально обучали парикмахерскому искусству. Проект был настолько успешен, что вскоре практически во всех крупных городах США открылись филиалы. Изначально, в таких школах обучали лишь сугубо практическим навыкам бритья, стрижки волос, усов и бороды. На тот момент ещё не давалось какой-либо систематической теоретической базы. Лишь в 1920 г. ремесло стало полностью профессиональным. Вплоть до 1950-х мужчины США, Британии и континентальной Европы еженедельно посещали мужские цирюльни. Здесь они могли окунуться в мир обонятельного и эмоционального пространства лосьонов и тоников, тальковой пудры, хрусталя и горячих полотенец. Однако уже в первой половине 20 века все стало постепенно меняться. Началось все с Соединенных Штатов. Восторжествовавшие в начале 20 века пуританские устои, так или иначе, достаточно угрюмо смотрели на откровенный и излишний уход за собой, осуждавшие сложившийся образ элегантного холостяка, популярного в викторианскую эпоху. Электрическая бритва (запатентованная еще в 1900-х, но успешно и массово произведенная лишь в 1931 г.) вскоре стала обычной вещью в каждом доме, тем самым убрав риск порезаться опасной бритвой, в связи с чем ритуал регулярного похода к парикмахеру постепенно становился все менее и менее востребованным. Но, как ни удивительно, наибольшие изменения принес двигатель внутреннего сгорания. К концу 1940-х в США начал процветать автомобильный рынок, многие граждане США теперь могли позволить купить себе автомобиль. Городские планы по развитию городов также изменились, поощрялось строительство более чистых, неплотных жилых застроек с большими парками и садами, стала бурно развиваться пригородная зона. Теперь городские центры были заняты в рабочие часы и пустели по вечерам, в связи с чем значительная часть социальной жизни в них умерла. Как и многие прачечные и чистильщики обуви, цирюльни вынуждены были переезжать в другие районы для продолжения бизнеса. В арендованных местах у больших вокзалов или отелей парикмахеры предлагали быстрое бритье уже новому поколению «бизнесменов-пассажиров» - в их пути на работу или обратно. В 1960-е новое молодое поколение по обеим сторонам Атлантики и Средиземноморья протестовало и бунтовало против старых устоев, в их глазах мужские цирюльни стали чем-то старомодным и ненужным, поэтому индустрия погрузилась в глубокий кризис. Революция в мужском стиле началась в Лондоне: люди стали смело и без особых затей ходить в женские салоны. Новые парикмахеры, такие как Видал Сассун, представили новые унисекс стрижки, основываясь на легендарной геометрической технике «пяти точек», став новыми любимцами шоу-бизнеса и поп-звезд. Как оценил трагедию барбершопов один из старых парикмахеров, у которого в 1970-х взяли интервью: «Раньше мужчины стриглись почти еженедельно. Теперь каждый из них ждет месяц или два, некоторые даже больше. Многие делали в то время маникюр, еженедельно подравнивались. Большинство этих людей ушли на пенсию, уехали или умерли. Все это по причине длинных волос. Возьмите старожилов - они все хотели выглядеть с иголочки, быть респектабельными. Теперь, по-видимому, большинство об этом не заботится». Но, мужская цирюльня не исчезла навсегда. В небольших захолустных городках с достаточно консервативными устоями, где жизнь шла своим чередом, люди по-прежнему следили за собой. В каком-то смысле провинция помогла сохранить старую традицию мужских цирюлен. Кроме того, в эти трудные времена иммигрантские сообщества, в особенности афро-карибские, латиномериканские и италоамериканские, жившие на городских окраинах Западного Побережья, продолжали рассматривать жизнь на улицах как главный компонент своей жизни. Для них барбершоп был главным местом встречи и общения. Поэтому вплоть до сегодняшнего дня их традиции мужского зала сохранились. Популярные сегодня переходы, или «фейды» (от англ. fade - плавный переход), являются их изобретением. Мода и стиль постоянно меняются, мужские цирюльни снова стали популярны в конце 1990-х. Они стали привлекать к себе людей, которые хотели отличаться от основной массы. В моду вошли прически, которые несмотря на свой классический вид, все равно смотрелись современно. Возобновившийся интерес к мужской классической укладке и аристократическому стилю по всему миру в итоге привел к настоящей эпохе возрождения мужских цирюлен. Красиво оборудованные залы с настоящими тяжелыми рабочими креслами и винтажными инструментами постоянно открываются во всех уголках нашей планеты, чтобы насытить спрос. Современный барбершоп теперь предлагает услуги, доступные исключительно мужчинам. Запахи, формы и лейблы создают мир, который однажды почти исчез, где без спешки и суеты мужчина может потратить свободное время на себя в компании ему подобных.